Композитор Владимир ПОРОЦКИЙ |
|
Биография /Полный
список
сочинений l
Избранное
l Звуковые
примерыl Фото/Видео
l Контакт/Критика/Гостевая/ |
|
|
Заслуженный
деятель
искусств
Российской
Федерации,
Лауреат
Международного
конкурса
Владимир
ПОРОЦКИЙ
Владимир
Яковлевич
Пороцкий
родился 16 августа
1944 года в г.
Орске Оренбургской
области.
После
окончания в 1964
году Оренбургского
музыкального
училища служил
в ансамбле
песни и
пляски
Краснознаменного
Северного
флота. В 1972 году
окончил Новосибирскую
государственную
консерваторию
и приехал на
Дальний
Восток. К
этому времени
он уже был
автором ряда
песен и
инструментальных
произведений.
На его
дарование
обратил
внимание
Юрий
Владимиров,
бывший в то время
председателем
Дальневосточной
композиторской
организации.
По его совету
Владимир
Пороцкий
поступил в
Горьковсую государственную
консерваторию,
которую
окончил в 1979 году,
занимаясь в
классе
народного
артиста России
профессора
А.А.Нестерова.
С
марта 1980 года
В.Пороцкий - член
Союза композиторов
СССР.
Творческая
работа
композитора
органично
сочеталась с
другими
видами его деятельности
– он
был
преподавателем
Благовещенского
музыкального
училища,
художественным
руководителем
Амурского
народного
хора,
художественным
руководителем
Амурской
областной
(Благовещенск),
Приморской
краевой
(Владивосток),
Красноярской
государственной
(Красноярск)
филармоний,
преподавал в
Дальневосточном
и
Красноярском
институте искусств,
являлся
председателем
Красноярской
композиторской
организации,
был руководителем
региона
"Сибирь –
Дальний
Восток"
Союза
композиторов
России. C 1996 года
Владимир Пороцкий,
избранный
Секретарем
Союза композиторов
России, живет
и работает в
Москве в центральном
аппарате
Союза
композиторов
России.
Среди
сочинений,
созданных
после
окончания
консерватории,
выделяется
симфония "День
Поэзии" (1980 г.) на
стихи
И.Нонешвили (перевод
Е.Евтушенко)
и
Н.Матвеевой.
Здесь - обращение
к
нравственным
проблемам, к
духовному
миру
личности,
философское
осмысление
жизненных
явлений. В
драматургии
и образно-интонационном
строе
симфонии
чувствуется
благотворное
влияние
искусства Д.Шостаковича.
Первые две
части
симфонии
экспонируют
диаметрально-противоположные
начала – высокую
духовность,
благородство,
глубину
лирического
чувства
(первая часть
– "День
Поэзии") и
воинствующую
ограниченность
(вторая часть
– "Есть огнь
бездарности"
– ироничное,
злое скерцо).
Как своего
рода
обобщение
воспринимается
финал –
инструментальная
Пассакалья.
К
сочинению,
ставшим
этапным в
творчестве композитора,
можно
отнести
вокально-инструментальный
цикл "Шесть
сонетов
Федерико
Гарсиа
Лорки" для
сопрано,
скрипки и фортепиано.
Обращение
Пороцкого к
сонетам
Гарсиа Лорки
не случайно:
как в
творчестве
великого испанца
соединяется
изощренная
образность,
виртуозная
ферсификация
с народной песенно-танцевальной
стихией, так
и в музыке композитора
экспрессивность
и искренность
высказывания
опираются на
солидную техническую
оснащенность.
Сказывается
и знание
блестящей
традиции
русской
музыкальной
Испаниады –
от Глинки до
Шостаковича. Но
в отличие от
великих
предшественников,
Пороцкий
стремится
создать не
столько обобщенный
образ
Испании,
сколько
воспроизвести
именно андалузское
"глубокое
пение" –
канте хондо,
с его
восточной
ладовостью,
мавританской
орнаментикой,
изобретательностью
в монодии
(особенно это
проявляется
во втором и
четвертом
сонетах). В то
же время
танцевальность
пронизывающая
весь
испанский
фольклор, носит
у Пороцкого
более
"общеиспанский"
характер – мы
слышим
слегка
усложненные
фанданго в
первом
сонете,
хабанеру – в
пятом, сегедилью
– в шестом, а
скрипичная
интерлюдия в
начале
четвертого
сонета
представляет
собой
классическую
сарабанду.
Но
главная
задача
композитора
не только в том,
чтобы
воссоздать
национальный
или региональный
колорит (хотя
он это делает
увлеченно и
тонко), но
обнажить
философско-психологический
стержень
сонетов
Лорки: образ
Любви-Смерти.
И вот перед
слушателем –
шесть
музыкальных
ипостасей
этого образа:
затаенная
скорбь в первом
сонете (голос
и
фортепиано),
надрывная ламентация
во втором
(голос и
скрипка),
неистово-страстная
пляска
Смерти с
нерегулярной,
как в песнях
басков,
метрикой в
третьем (голос,
рояль,
скрипка,). С
четвертого
сонета начинается
новая волна
развития
образа Любви-Смерти:
от
торжественной
и в то же время
исступленной
сарабанды
(скрипка
соло) через
знойно-томительную
мольбу
(сопрано соло)
– и
кульминации
всего цикла –
пятому сонету,
в котором на
фоне
горделивых
ритмов хабанеры
и "аккордов
томления"
совершается
слияние
любовной
грезы и
предсмертной
муки, а в
конце вновь
возникает тритоновый
вопль
скрипки
(реминисценция
второго
сонета). И,
наконец, в
последнем,
шестом сонете
наступает
успокоение в
парадоксальном
сочетании
сегедильи с
колыбельной
(такое сочетание
встречается
в народных
песнях). Но
это не
убаюкивающая
колыбельная,
а, как часто бывает
у Лорки,
колыбельная
умиротворения
в смерти. И в
то же время
шестой сонет
– это эпическое
послесловие,
размыкающее
трагическую
напряженность
всего цикла.
Красноярский
период
творчества
В.Пороцкого
отмечен
рядом
крупных
произведений:
Концерт для
скрипки с
оркестром,
кантата "Gloria vitae" (из
поэзии
Возрождения)
для сопрано и
камерного оркестра
(1991), Органная
прелюдия,
токката, хорал
и фуга (1992),
органно-вокальные
сочинения,
музыка для
театральных
спектаклей,
романсы, песни,
аранжировки
и обработки
различной музыки
для
филармонических
коллективов. Но
главным
сочинением
этого
времени следует
считать
балет "Царь-рыба"
(1990) по мотивам
одноименного
повествования
Виктора
Астафьева.
Знакомство
композитора,
перешедшее
затем в
близкую
дружбу, с великим
русским
писателем
позволило
Владимиру
Пороцкому
глубже
ощутить
образ
мыслей
Виктора
Петровича
Астафьева,
проникнуться
особым
сибирским
духом, что,
естественно
проявилось в
интонационном
складе
музыки. Это
грандиозное по
своему
объему
сочинение,
написанное
по заказу
Красноярского
театра оперы
и балета,
требует
большого
числа исполнителей
– хора,
оркестра,
балета.
Причем хор –
действующее
лицо.
Богатейший
язык В.Астафьева,
насыщенность
текста книги
сибирскими
поговорками,
прибаутками,
жемчужинами
народной
мудрости, с
одной стороны,
и философичностью
Экклезиаста,
с другой,
способствовали
созданию
ярких
хоровых
страниц партитуры.
Этот
период
творчества
завершает
Симфония №3
для струнных
и ударных в 4-х
частях (1996), посвященная
Д.Д.Шостаковичу,
и "Пять
стихотворений
А.Ахматовой"
для сопрано и
русского
оркестра.
Окунувшись
в московскую
музыкальную
жизнь,
продолжая
общаться с
музыкантами-исполнителями,
В.Пороцкий
пишет по их
заказу ряд
сочинений,
которые
находят
живой отклик у
слушателей.
Концертная
фантазия на
темы И.О.Дунаевского
и Концерт для
фортепиано с
оркестром,
Соната-каприччио,
Концертино и
Концерт для
аккордеона и
струнного
оркестра, ряд
пьес для
ансамбля
аккордеонов,
"Concerto gro
Замечательный
вклад внес
композитор в
репертуар
оркестра
русских
народных
инструментов.
Написаные им
сюита в
6-частях
"Кровавая
свадьба" (по
Ф.Г. Лорке), и Симфония
"Суриковская
Русь" нашли
живой отклик
у слушателей
Москвы,
Красноярска,
Самары,
Краснодара и
других
городов, где
прозвучала
эта музыка.
В
настоящее
время
Владимир
Пороцкий
живет в
Германии.
Здесь им
написан ряд
сочинений в
том числе:
симфония
"Суриковская
Русь", сюита
"Сибирская
вольница"
для русского
оркестра, цикл
из 12 органных
прелюдий. В
феврале 2009
году окончено
новое
крупное
сочинение –
оратория "Ein Tropfen Wort"("Одна
капля слова")
на стихи
немецкого
поэта Бориса
Шапиро.
Возводит
ли
композитор в
своих
произведениях
события
современной
жизни или
обращается к
историческому
прошлому, он
всегда трактует
их в
остроконфликтном
плане как композитор-драматург.
"Хочется и в
музыке
"воевать" с
живущим кое в
ком
равнодушием,
бездуховностью.
Мечтаю
раскрыть в
современнике
для него же
самого
неисчерпаемый
источник
творческих
сил и свежего
разума", - говорит
он.
О
творчестве
Владимира
Пороцкого
"Обращение
к
нравственным
проблемам,
духовному миру
личности,
борьба за
утверждение
в искусстве
правды и
красоты – в
решении
таких высоких
задач
В.Пороцкий
опирается на
опыт великих
мастеров,
находя
индивидуальные
средства для
преломления
традиций"
Доктор
искусствоведения Наталья Соломонова