Композитор  Владимир  ПОРОЦКИЙ

Die verdiente Person der Künste Russischer Föderation

 Vladimir P O R O T S K I Y

Die gewählten Schaffene/ l Wavesound l Foto/Video

  Rus          German

Биография /Полный список сочинений l Избранное l Звуковые примерыl Фото/Видео l Контакт/Критика/Гостевая/


vporotskiy@online.de

 

Ссылки

 

«Сердце птицей летит к Енисею»

 

„От Германии до Сибири“

 

Концерты Пороцкого звучат для всей планеты

 

 

Суриковская Русь

Симфония для Русского оркестра - в трёх частях с прологом и эпилогом

Художественный руководитель и главный дирижер красноярского Русского филармонического оркестра Анатолий Бардин получил из Германии ноты от автора эпического произведения "Суриковская Русь" и приступает к работе над ним. А для "Сегодняшней Газеты" композитор Владимир Яковлевич Пороцкий дал эксклюзивный комментарий, поскольку наше издание с самого начала пристально следило за ходом работы над музыкальным полотном. Поэтому читатели могут уже сейчас узнать, что собой представляет произведение, написанное накануне 160-летия Василия Ивановича Сурикова.

 

 

 

"Боярыня Морозова". Музыка поможет зрителю понять душу этой удивительной женщины. Недаром же Суриков именно на нее обратил свой творческий взор, ведь его привлекали только сильные, яркие образы.

 

- П ЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ замысел сочинения был несколько иным, - говорит Владимир Яковлевич. - Предполагалась оркестровая сюита, состоящая из частей, носящих имя той или иной картины В.И.Сурикова. Центральной связующей темой должна была стать тема Художника. Но уже в процессе работы стало ясно, что произведение выходит за рамки сюиты благодаря стихийному развитию каждого образа, каждой части. Произошла симфонизация идеи, превратившая сюиту в симфонию для Русского оркестра.

- Когда вы приступали к работе, то в "черновиках" мелькали многие суриковские картины. На чем в конце концов вы остановились?

- На трех знаменитых полотнах - "Боярыня Морозова", "Меншиков в Березове", "Покорение Сибири Ермаком". Я сознательно сузил круг образов, но зато получил возможность более глубокого проникновения в суть сюжета каждой картины. Безусловно, образ гениального художника нашел свое отражение в самостоятельных частях: Прологе ("Автопортрет Художника"), "Василий Суриков. Каденция" и Эпилоге. Авторский - суриковский - взгляд на происходящее появляется в самых ключевых переломных моментах сочинения, внося музыкальный элемент "подписи" Художника под картиной. Так известные монограмы Баха - B-A-C-H и Шостаковича - D-S-C-H подчеркивают авторское отношение к музыкальному явлению.

Само название произведения "Суриковская Русь" отсылает слушателя к ярким эпизодам российской истории, запечатленной на полотнах живописца. Музыкальное претворение каждого эпизода потребовало как жанровой, так и драматургической разработки.

 

Композитор Владимир Пороцкий теперь живет и работает в Германии, но Сибирь по-прежнему не отпускает его.

 

Композитор Владимир Пороцкий теперь живет и работает в Германии, но Сибирь по-прежнему не отпускает его.

 

 

Такова часть "Боярыня Морозова". Гений Сурикова доносит до потомков трагедию женщины из высшего света, не поступившейся своими убеждениями. Музыка же позволяет увидеть красоту души этой незаурядной личности, сопереживая, "прострадать" великие трудности ее жизненного пути,

Следующая часть "Василий Суриков. Каденция" - это своего рода отзвук размышлений Художника о судьбе героини и сочувствия ей. В инструментальном плане образ художника выражен звучанием солирующей балалайки - проникновеннейшим русским инструментом, способным передать самые глубокие откровения.

"Меншиков в Березове" - лирический центр симфонии. Основная тема напоминает сентиментальный русский романс. Это - печальные воспоминания Героя, которые кружат в видениях из прежней жизни, наполненной и яркими баталиями, и светскими раутами... Но это всё - в прошлом...

"Покорение Сибири Ермаком" - образ могучей Сибири, которая, на мой взгляд, так и не покорилась человеку, не позволила насилия над собой. И это уже философски субъективный взгляд из "сегодня" на проблему взаимоотношений человека и природы. Неясные гулы тамтамов, доносящиеся как бы из глубины груди матушки-Сибири, тема-символ "Енисеюшко" (песня Красноярского края), ставят огромный вопрос в конце части - музыкальное свидетельство этой непокоренности...

В Эпилоге былинный характер темы Сурикова всё же рождает надежду на разум человека и на торжество вечных истин... Но, как говорится, не каждому дано!..

- Владимир Яковлевич, это правда, что вы посвятили свое "полотно" дирижеру?

- Правда. И подтверждаю это. Сочинение посвящено народному артисту России, профессору Анатолию Бардину, который сделал, казалось бы, невозможное - в суровое для искусства и культуры нынешнее время создал Красноярский филармонический русский оркестр.



Людмила ВИНСКАЯ.
Фото Гюнтера ВАЛЬДА.

 

Суриковская Русь

 

Симфония для русского оркестра

Размах работы его - завораживающий! И отдача - огромная: одинаково рукоплещут оркестру и на гастролях в сибирской глубинке, в маленьких старинных городках, и на главной сцене страны Государственного Кремлевского дворца в Москве. Красноярский оркестр выступал вместе со звездами мировой оперы - Еленой Образцовой, Дмитрием Хворостовским, Любовью Казарновской, со многими звездами российской сцены. Несмотря на "отроческие" годы, он достиг симфонических высот. За время преобразования его из скромного оркестра народных инструментов Дворца пионеров и школьников в ведущий коллектив России, прозвучало более 2000 оркестровых сочинений. Многие из них написаны специально для этого коллектива.

Вот и на празднование своего 15-летия музыканты впервые в России и впервые в мире исполнили симфонию для русского оркестра (!). Мировая премьера симфонии "Суриковская Русь" посвящалась куда более крупной дате - 160-летию со дня рождения нашего великого земляка Василия Ивановича Сурикова. Сочинил ее специально для бардинского коллектива композитор Владимир Пороцкий, который в свое время жил в Красноярске, а сейчас обосновался в Германии. Партитуре предшествует композиторское посвящение маэстро Бардину.

Опытнейший дирижер перед столь необычной премьерой был как всегда собран, но пребывал в большом волнении. Ведь предстоял шаг в неизвестное. Само сочетание "симфония для русского оркестра" еще непривычно уху. "Не знаю, как она прозвучит. Не знаю:" - только и сказал маэстро. В основе симфонии - три знаменитые картины Василия Ивановича Сурикова: "Боярыня Морозова", "Меншиков в Березове", "Покорение Сибири Ермаком" - и все это как бы на фоне автопортрета художника. Кстати, сам Суриков был заядлый балалаечник и гитарист и даже освоил фортепиано.

Сразу же напрашивается сравнение с "Картинками с выставки" Модеста Мусоргского. Но в данном случае композитором применен совсем другой прием. Суриковские картины находились совсем не в выставочном зале, они исходили из сердца художника, и трепетанье этого сердца тонко передавало соло балалайки, удивительного инструмента, которому подвластны малейшие движении души вплоть до вздоха и причитания. Романсово заговорят балалайки вместе с оркестром во второй части, высвечивая думы- воспоминания придворного фаворита и изгнанника Меншикова. И странно одиноко и загадочно будет звучать в первой части, посвященной трагической судьбе боярыни Морозовой, вокализ в исполнении певицы Светланы Одереевой. Сколько печали в нем! А песня есть истина, обнажающая душу народа. Какую же чашу страданий он испил и испивает по сей день!

Уже после концерта кто-то, стоя в очереди в раздевалку, сказал о "Суриковской Руси": "Так задела - мороз по коже!" Да, ждали слушатели сибирского размаха, удали, песенности, а композитор будто специально уходит от мелодизма, его музыка нервная, будто пиками утыкана, которых так много на картинах художника, его музыка сопровождается не песнями, а криками и грозным громом барабанов, особенно в третьей части. Не отзвуки ли это той грозы, в которую и погиб храбрый воевода, покоритель Сибири Ермак Тимофеевич? Сибирь просто так не покоряется, она требует от нас жертв, оставаясь непобежденной...

- Потому что покорить ее невозможно, - говорит Анатолий Юрьевич Бардин. - Так считает композитор Пороцкий, когда пристально вглядывается в суровые суриковские полотна. Он их заставил звучать по-своему.

Покоритель Сибири

На удивление суриковским оказалось и продолжение концерта. Сначала солистки Ирина Борисова и Елена Зеленая вместе с оркестром соперничали с Никколо Паганини, исполняя его "Венецианский карнавал" в обработке Владимира Яковлева. Тут уж струнные заливались колокольцами! Но самое интересное, что карнавалы писал и Суриков. И получилось так: только что "прозвучали" три его русские картины, и в продолжение симфонии во всем блеске "зазвучала" четвертая - венецианская! Ну, а уж когда музыканты добрались до "Коробейников", показалось вначале, что двери распахнулись и ворвалась в зал русская метелица. Столь необычным было вступление к знаменитой народной песне, представленной в обработке Александра Данилова. А игра оркестра вместе с виртуозным соло Веры Макаровой на балалайке заставила вспомнить о былом триумфе Великорусского оркестра Василия Андреева в Париже и, наконец, понять, почему после его гастролей французы выпустили духи "Светит месяц".

Потом заволновались волны "Волги реченьки глубокой", где солировал удивительный унисон балалаек (числом - восемь!) И вспомнилось, что с волжских берегов приехал после окончания Горьковской консерватории потомственный музыкант Анатолий Бардин на берега Енисея. И ведь покорил Сибирь. Значит, можно ее покорить?! Весь вечер покоритель вел себя, словно скромный волшебник, обладающий несметными богатствами. То одну "жемчужину" вынесет на показ всему залу, то другую "жемчужину", то третью. И все видом своим говорит: "Вы посмотрите, что за драгоценность!" В коллективе и вправду более половины музыкантов - лауреаты международных, всероссийских и региональных конкурсов. И все аплодисменты, все крики "браво" маэстро все время умело отводил от себя, начиная первым аплодировать солистам и оркестру, как положено дирижеру, ударами дирижерской палочки по ладони. Так весь вечер Анатолий Юрьевич Бардин и простоял то спиной к залу, дирижируя, то в профиль, аплодируя своим музыкантам. А когда, наконец, взял слово, то опять же заговорил об оркестре и благодарил своих музыкантов за умение играть вместе и мыслить вместе. Истинные покорители Сибири - люди скромные.

Будто на вечерках побывали!

А уж "Рассыпуху"-то когда заиграл лауреат множества конкурсов Сергей Борисов на баяне, махнул дирижер рукою да и ушел за кулисы: мол, без меня справится. А потом, когда баянист душу-то немножечко излил, дирижер вернулся, да так с оркестром вдарили! "Будто на вечерках побывала!" - сказала весело одна слушательница, знающая о деревенских посиделках не понаслышке. В том и величие русского оркестра, что он вас от деревенской улицы до дворцовых палат проводит, а если надо, то и поднимет до небесных сфер. Такое необычное путешествие и подарил красноярцам маэстро Бардин вместе с юным 15-летним своим коллективом.

Не поверите, но последней "жемчужиной", которую никак не мог не показать слушателям художественный руководитель коллектива, был: ансамбль ударных инструментов. И исполнял он "Танец с саблями" Арама Хачатуряна. Маэстро снова ушел за кулисы, вернулся он, когда в зале был унисон - унисон музыки и аплодисментов, адресованных не ему, а его оркестру. Такая награда зрителей более всего и дорога дирижеру, который всякий раз, выходя в начале концерта на сцену, вскидывает руки, обнимая главное свое сокровище - свой коллектив.



Валентина МАЙСТРЕНКО mtina@rambler.ru